Четверг, 02.05.2024, 08:33
Приветствую Вас Гость | RSS

ОШ I-II ст. №16

Мини-чат
500
Наш опрос
ВАМ НРАВИТСЯ НАШ САЙТ?
Всего ответов: 29
Статистика
Форма входа

Главная » 2013 » Март » 18 » Информационные технологии среди школьников.
16:14
Информационные технологии среди школьников.

Опыт и перспективы использования информационных технологий в школьном образованииИсточник: аналитический отчет «Microsoft и информационно-коммуникационные технологии в школьном образовании», 2001 г.

Сегодня, когда информация и международное разделение труда становятся неотъемлемыми чертами мировой экономики, образование продолжает оставаться основой персонального и профессионального успеха любого человека. Его влияние на возможности трудоустройства и жизненный уровень стало намного выше, чем раньше. Конечно, требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы. Сегодня от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни.

Эффективная интеграция информационных технологий в образование является ключом к решению проблем, связанных с переходом к новой экономике, — ключом, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. 

Информационные технологии (ИТ) уже прочно вошли в современную жизнь. По данным Министерства труда США, из 54 специальностей, которые будут переживать бурный рост в период между 2000 и 2005 годами, только 8 не будут требовать ИТ-знаний. Информационные технологии вызывают значительные изменения в международном торговом балансе, уровне занятости и политике, и по мере того как они обеспечивают условия для создания информационного общества, возникает мощная ИТ-индустрия, предназначенная удовлетворять его потребности. ИТ-индустрия производит информационный продукт и средства, которые доводят его до конечных потребителей. Информационный продукт в форме различного вида информации является источником человеческих знаний.

Очевидно, что эффективная интеграция информационных технологий в образование является ключом к решению проблем, связанных с переходом к новой экономике, — ключом, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Такая интеграция зависит от использования ИТ для продвижения и углубления коммуникаций, а также для обеспечения нового уровня образования. Корпорация Microsoft называет такой подход в области использования информационных технологий в образовании термином Connected Learning Community1. Это простая, но вместе с тем достаточно весомая концепция, имеющая сегодня гораздо большую важность, чем пять лет назад, когда она только появилась. Согласно ей, мир является постоянно обновляемой средой обучения, в которой использование информационных технологий расширяет возможности обучения, предоставляя необходимый практический опыт их внедрения.

1 Более подробную информацию об этом подходе можно найти в статье «Концепция Connected Learning Community» далее в этом бюллетене.

Чему нужно учить школьников?С 1960-х годов компьютерные дисциплины во всем мире находятся под влиянием двух крупнейших авторитетных профессиональных обществ: Ассоциации компьютерной техники (ACM, Association for Computing Machinery) и Компьютерного общества Института инженеров электроники и радиотехники (IEEE Computer Society). При этом ACM делает акцент на научном, а IEEE — на инженерном аспектах.

На протяжении многих лет эти организации, координируя свои действия помимо огромного влияния на компьютерную индустрию, создают учебные программы, курсы и методики, которые служат руководством для американских колледжей и университетов. Их берут на вооружение европейские и азиатские учебные заведения.

В области высшего образования наиболее приоритетными направлениями для использования информационных технологий являются компьютерные науки2 и инженерная подготовка. Именно они, а также часть дисциплин электротехники/радиотехники и информационных систем и составляют понятие компьютинга (computing)3, которому в европейском образовании соответствует термин информатика (informatics). Что касается средней и профессионально-технической школы (включая системы непрерывного обучения), то там наибольший акцент делается на бизнес-ориентированное образование, на изучение и применение информационных технологий.

2 Компьютерные науки (Computer Science) — общее название для совокупности дисциплин, связанных с конструированием компьютеров и их использованием в обработке информации. Объединяет теорию и практику многих наук, таких как электроника, программирование, математика, человеко-машинное взаимодействие, конструирование ЭВМ и др.

3 Компьютинг — работа с применением компьютера, компьютеризация.

Понимание школьных курсов ИТ и информатики как разновидности начальных знаний о компьютере с элементами учебного программирования — чересчур упрощенный подход, в котором заложена мина замедленного действия. Попытки поверхностно изучить предмет компьютерных наук без наличия основ инженерного образования в заведомо худших условиях технической оснащенности, нежели те, что существуют в вузах, неизбежно приведут к дискредитации ИТ в глазах выпускника школы. Они могут на долгие годы выработать у него стойкий иммунитет ко всему, что связано с компьютером, а, следовательно, создать ему массу проблем в ближайшем и отдаленном будущем.

Компьютер в школе. Три мифа
В школах необходимо внедрять не экспериментальные и не специальные, а стандартные решения в области аппаратного, телекоммуникационного и программного обеспечения — это дает гарантию преемственности и практической востребованности. 

Миф 1. Для школ надо делать все своеЕсли гиганты компьютерной индустрии затрачивают на совершенствование своих офисных программ сотни миллионов долларов, включая проведение интенсивных исследований в лучших научных лабораториях мира, то попытки построить нечто похожее своими силами, скорее всего, обречены на неудачу. И если не сейчас, то уже в ближайшем будущем. Жизнь не стоит на месте, в области программного обеспечения (ПО) придумать и воплотить идею бывает гораздо проще, нежели суметь обеспечить на протяжении длительного времени ее соответствие изменяющимся реалиям.

В школах необходимо внедрять не экспериментальные и не специальные, а стандартные решения в области аппаратного, телекоммуникационного и программного обеспечения — это дает гарантию преемственности и практической востребованности. Бурное развитие информационных технологий приводит к снижению себестоимости производства аппаратных и программных средств, и, что очень важно, к поддержанию совместимости продуктов и компонентов в рамках магистрального направления развития ИТ.

История школьного образования (не только российского) полна печальных тупиковых эффектов, главным образом, связанных с компьютерами. Такие же проблемы могут возникнуть и с программным обеспечением, но с более печальными последствиями.

Несмотря на повышение оснащенности школ компьютерами, на протяжении последнего десятилетия в мире наблюдается определенное снижение темпов информатизации образования. Частично эта ситуация объясняется тем, что именно 1980-е годы, когда количество компьютеров в учебных заведениях мира удваивалось каждое полугодие, ознаменовались ожесточенной битвой на рынке компьютеров. В результате к концу 1980-х выяснилось, что многие классы заполнены «тупиковыми» моделями, и это несмотря на то, что в некоторых странах были разработаны специальные рекомендации для приобретения компьютеров в учебных целях. Так, в Великобритании мертвым грузом осели «РМЛ Линк 480 Зет», «Синклер спектрум», «Би Би Си Акорн Модель Б», во Франции — «Томсон Т707 70», «Эксельвизион-100», в Австралии — «Майкроби», в США — «Коммодор». Не избежала общей участи и Россия. Всевозможные «Микроши», БК и другие модели «доморощенных» ПК быстро сошли с дистанции, породив, с одной стороны, устойчивое разочарование и ощущение напрасно потраченных денег у руководства учебных заведений и, с другой стороны, усмешки школьников и студентов на так называемых уроках «информатики всухую».

Еще одна причина неэффективности внедрения компьютеров в образовательный процесс в качестве важного звена информационной технологии — неудачный подход к построению таких баз данных, которые оказывались практически невостребованными. 

До тех пор пока учителя (не только и не столько учителя информатики) и администрация школы не смогут получить необходимого минимума знаний в области использования ИТ и на своем опыте убедиться в их практической ценности, компьютер и ИТ будут рассматриваться ими как нечто чужеродное. 

Миф 2. Появление компьютера быстро облегчит жизнь учителя и администрации школыЗавышенные ожидания — одна из причин быстрого разочарования в использовании компьютеров в школе. ИТ, повышая эффективность многих процессов, в том числе и учебного, дают качественно новый уровень общественного развития, но при этом неизбежно усложняют нашу жизнь. Соответственно, их внедрение усложняет и жизнь школы. Здесь нет никаких отличий от других областей знания: ведь успехи физических наук отнюдь не упрощают школьный курс физики.

До тех пор пока учителя (не только и не столько учителя информатики) и администрация школы не смогут получить необходимого минимума знаний в области использования ИТ и на своем опыте убедиться в их практической ценности, компьютер и ИТ будут рассматриваться ими как нечто чужеродное.

Необходимо со всей серьезностью относиться к тем неизбежным проблемам, которые возникают на пути внедрения ИТ. Они затрагивают основные элементы школьной информационной системы:

  • методическое обеспечение;
  • подготовка преподавателей и администрации;
  • прикладное программное обеспечение (энциклопедии, медиа-ресурсы, моделирование, управление административно-хозяйственным комплексом);
  • базовая программная платформа (операционная система Microsoft Windows и пакет офисных программ Microsoft Office);
  • аппаратный комплекс (компьютеры, локальная сеть, доступ к Интернету).

Миф 3. Надо выбирать бесплатные программы, а не коммерческиеТо, что бесплатные программы на самом деле далеко не бесплатны, факт общеизвестный. И дело здесь не только в том, что платить все равно приходится за носитель информации и/или канал доставки. Любая серьезная программа требует поддержки и сопровождения от соответствующим образом подготовленного персонала и сторонних консультантов.

Как правило, использование бесплатного продукта не для личных нужд в домашнем хозяйстве, а в среде взаимодействующих людей, совместно решающих общие задачи, сопряжено с появлением непредвиденных расходов. Оно болезненно и неожиданно вскрывает проблемы администрирования и технического сопровождения.

Вот лишь один из примеров. В 1998 году правительство Мексики приступило к реализации программы «Школьная сеть» (RedEscolar)4. Одним из ее шагов была установка на сотни тысяч школьных компьютеров бесплатной операционной системы Linux5. По этому же пути заманчивой и мнимой экономии средств решили пойти Бразилия и Аргентина. Однако спустя некоторое время в ходе проверки обнаружилось, что в подавляющем большинстве школ Linux заменили на пиратские версии Windows. Это лишний раз иллюстрирует то, как практическая ценность продукта в сочетании с простотой его развития, интеграции и обслуживания в конечном итоге берет верх над популистскими лозунгами, над непродуманным подходом к решению сложных задач. В результате пришлось предпринимать административные меры и подключать к работе незапланированные рабочие руки.

4 RedEscolar предлагает учителям и школьникам педагогические и информационные ресурсы, предназначенные для усовершенствования учебного процесса. Посетители этого веб-портала просматривают 750 тыс. веб-страниц в неделю. К службе RedEscolar подключено почти 10 тыс. школ, где ею пользуются примерно 5 млн школьников.

5 ОС Linux появилась в результате студенческого эксперимента Линуса Торвальдса по модификации ядра ОС UNIX. Постепенно она развивалась в среде энтузиастов, а затем на нее обратили внимание представители коммерческих структур. Как отмечают эксперты IDC, главной изюминкой Linux является использование на серверном рынке UNIX, а не на рынке ОС для персональных компьютеров, где многие годы доминирует Windows.

Другим ярким примером противостояния бесплатного (так называемого свободного) и коммерческого ПО служат офисные пакеты StarOffice и Microsoft Office. Немецкая компания Star Division поставила целью создать продукт, не уступающий по своим характеристикам лидеру рынка — Microsoft Office. Выпустив на рынок продукт (в конце 1998 года версия 5.0 стоила около 500 немецких марок) и пойдя по пути копирования технологических решений конкурента, компания Star Division понесла убытки и была приобретена в 1999 году вместе с пакетом StarOffice корпорацией Sun Microsystems. Таким образом бизнес компании Star Division, связанный со StarOffice, потерпел неудачу.

Практическая ценность продукта в сочетании с простотой его развития, интеграции и обслуживания в конечном итоге берет верх над популистскими лозунгами, над непродуманным подходом к решению сложных задач. 

Подавляющее большинство бесплатного ПО с открытыми текстами предоставляется в рамках лицензии GPL (General Public License), которая вызывает все большие нарекания в компьютерном мире. Дело в том, что такая лицензия, определяющая, кстати, и права распространения значительной части кода Linux, подвергает опасности саму идею защиты интеллектуальной собственности в отношении программного продукта. Например, организации, разрабатывающие программный продукт на основе Linux, использовав всего несколько строк бесплатного кода, вынуждены распространять свой продукт только так, как это предусмотрено лицензией GPL. Это фактически ставит под угрозу само существование рынка производства ИТ-продуктов.

Международный опыт и новая стратегия образованияРабота над созданием и реализацией программ в области образования ведется во многих странах, в том числе входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Среди таких планов можно отметить The National Grid for Learning (Великобритания) и Schulen und Netz (Германия). Что касается Азии, то программы по созданию университетов дистанционного образования, охватывающих в общей сложности более 100 тысяч студентов, уже реализуют Китай, Индия, Индонезия, Южная Корея, Таиланд. Многомиллионные инвестиции в сферу образования сделаны Китаем и Индией6.

6 Более подробное описание приведенных здесь примеров, а также дополнительную информацию о других проектах в сфере образования можно найти в материалах четвертой ежегодной конференции Microsoft для государственных деятелей (март 2001 г.).

ВеликобританияВеликобритания отстает от других развитых стран мира в вопросе подготовки своих граждан к компьютерному будущему. В стране существует серьезное информационное неравенство между взрослыми людьми и молодежью. На его преодоление направлен в частности проект «Объединенная образовательная среда» (Connected Learning Community), основной принцип которого — помочь школьникам отойти в своей учебе от классической модели «учитель-ученик».

Проект предусматривает оплату государством любого обучения, за исключением университетского, учащимся старше 16 лет и распространяется на студентов колледжа Newark and Sherwood College, а также жителей города Ноттингемшир (Nottinghamshire) и территории Мэнсфилдского угольного бассейна. Эта инициатива пришлась как нельзя кстати для региона с населением около миллиона человек. По прогнозам, в ближайшие 10 лет в г. Ноттингемшир появится 40 тыс. новых рабочих мест, многие из которых связаны с информационными технологиями

Основной принцип реализуемого в Великобритании проекта «Объединенная образовательная среда» (Connected Learning Community) — помочь школьникам отойти в своей учебе от классической модели «учитель-ученик». 

Модель компьютерного обучения в колледже Newark and Sherwood College включает поддержание связи с внешним деловым миром. В этом учебном заведении множество компьютеров, и есть специально подготовленные сотрудники, которые готовы прийти на помощь ученикам, сидящим за терминалами.

Частью проекта «Объединенная образовательная среда» является программа «Обучение в любое время, в любом месте» (Anytime Anywhere Learning (EN)) в начальной школе г. Боубридж (Bowbridge). Здесь дети используют компьютеры для выполнения своих классных заданий. Теперь школьники могут брать с собой домой ноутбуки, чтобы с их помощью закончить работу над заданиями, а их родители тоже могут пользоваться этими компьютерами для углубления собственного образования.

В ближайшие два года проект «Объединенная образовательная среда» охватит 40—50 связанных между собой учебных заведений, тогда как на конечном этапе его реализации предполагается объединить около 600 образовательных учреждений. Долгосрочная цель проекта состоит в том, чтобы через пять лет любой человек мог подключиться к системе в любое время и из любого места.

МексикаВо всей Мексике в средних учебных заведениях учится около 26 млн школьников, но при этом 35 млн взрослых граждан не закончили и 9-ти классов. Цель инициативы «Электронная Мексика» (e-Mexico) — одновременное обучение школьников и взрослых использованию ИТ с помощью нескольких передовых программ. Этот проект отражает необходимость создания новой учебной среды; предоставления более гибких возможностей выбора учебных предметов; стимулирования самообразования среди детей и подростков; повышения навыков учителей в создании учебных материалов; разработки альтернативных методов обучения и переобучения работников; формирования культуры обучения на протяжении всей жизни и обеспечения равного доступа к услугам в области образования.

Инициатива e-Mexico также предполагает создание местных учебных центров, чтобы любой человек на территории всей страны мог иметь доступ к обучающим курсам и информации. Такие центры используют существующую местную инфраструктуру: например, они могут располагаться в школах, работая после окончания занятий, или же на местных предприятиях.

В каждом мексиканском штате действуют технологические центры, управляющие дистанционным обучением, связями с университетами, обучением учителей, разработкой мультимедийных и Интернет-материалов, а также планированием и реализацией совместных проектов для школьников и учителей. Успешная работа этой программы обеспечивается за счет взаимодействия федерального и региональных правительств, местных школ и университетов, а также частного сектора.

Польша
Правительство Польши учредило программу под названием «Проект Interkl@sa», которая соединяет польских школьников с другими учащимися Европы и является частью общего плана по более широкому внедрению ИТ в школах страны.

Главные цели «Проекта Interkl@sa» состоят в том, чтобы познакомить школьников с новыми информационными технологиями и научить их жить в глобальном информационном обществе, используя ИТ в обучении и решении задач. Достижение этих целей поможет Польше преодолеть информационное неравенство. В рамках программы было установлено 58 тыс. компьютеров в 6 тыс. школах, что также включает подключение всех ПК к Интернету и обучение учителей. На реализацию проекта затрачено около 50 млн долл. 

Главные задачи «Проекта Interkl@sa» — познакомить школьников с современными информационными технологиями и научить их жить в глобальном информационном обществе — направлены на преодоление информационного неравенства в Польше. 

В рамках глобальной стратегии «Электронная Европа» (e-Europe)7 реализуется еще один проект — «Электронная Польша» (e-Poland), который предполагается завершить к 2006 году. Проект объединяет усилия парламента, местных органов власти, университетов, средств массовой информации и частных компаний, направленные на создание информационного общества. Важную роль здесь играет сотрудничество Министерства образования и частного бизнеса. Корпорации Intel и Microsoft ведут в Польше совместную работу над инициативой «Обучение для будущего» (Intel Teach to the Future)8. В рамках этого проекта обе компании передают в дар компьютеры и программное обеспечение; дополнительную поддержку оказывают также польские малые и средние частные предприятия.

7 Более подробную информацию о концепции «Электронная Европа» можно найти в бюллетене московского представительства Microsoft «Использование информационных технологий в процессе государственного управления (часть 1)», выпуск 1, октябрь 2000 г.

8 С ноября 2001 года эта программа проводится и в России при поддержке представительства Microsoft в СНГ (www.microsoft.com/rus/news/issue.asp?03-09-2002-intel-teach.xml).

Хотя Польша не является членом Евросоюза, она участвует во множестве проектов Европейского сообщества, которые пользуются большой популярностью в школах. Проект «Европейская школьная сеть» (European Schoolnet) объединяет 24 страны; Польша присоединилась к нему в начале января 2001 года. Данный проект подразумевает совместную работу школьников в рамках всей сети с помощью портала European Schoolnet. Там размещаются материалы, созданные учителями из разных стран, а также предоставляются возможности для общения с учениками из других школ. Портал поддерживает много языков, среди которых есть и польский.

СШАВ 1993 году в США была выдвинута Стратегическая инициатива национальной информационной инфраструктуры (National Information Infrastructure, NII), направленная на создание качественно новой информационной инфраструктуры, пронизывающей все сферы жизни общества. Ее главная цель — безусловное лидерство в базовой науке, математике и технике и, как следствие, контроль над развитием технологии во всем мире.

В ходе реализации этой стратегии были предприняты различные шаги. В частности, в период правления администрации Клинтона была выдвинута новая президентская Инициатива по технологии образования (The President’s Educational Technology Initiative), которая включала целый комплекс мероприятий. Это не только поставка в школы техники и программного обеспечения, не только большая программа переподготовки кадров. Данная Инициатива стала национальной идеей, направленной в том числе и на единение нации. Так, к примеру, 26 октября 1996 года в 18 штатах США впервые прошел так называемый День открытых дверей Интернет — NetDay’96. Десятки тысяч родителей, бизнесменов, учащихся и учителей по всей Америке вложили свой труд и свои средства в подключение на один день американских школ к сети Интернет. В своем обращении к гражданам США Билл Клинтон подчеркнул: «Я призываю вас включиться в нашу электронную стройку. NetDay — это лишь первый шаг».

В 1996 году была выдвинута Программа интеллектуального общества9, рассчитанная на ближайшие 10—15 лет. Основные положения этой программы направлены на приоритетное развитие интеллектуальных национальных ресурсов и на совершенствование технологий образования.

9 Более подробную информацию об этой Программе можно найти в документе The Intelligence Community in the 21st Century (EN). 
В рамках концепции e-Learning на нынешнем этапе развития информационные технологии надо уже не столько изучать, сколько активно применять во всей системе образования, пересматривая в связи с этим укоренившиеся методы преподавания, а также роль и место новых технологий в среде начального, среднего, высшего и непрерывного образования. 

Как отмечается в новом Национальном плане образовательных технологий (EN), разработанном Министерством образования США в конце 2000 года, «технологии в образовании должны являться национальным приоритетом. Они должны оставаться ядром образовательного процесса, а не быть на его периферии. Новые технологии будут позволять нам создавать новый информационный продукт, чтобы обратить развивающиеся концепции навыков и знаний на решение проблем глобального общества… Императив лидерства здесь очевиден. Настало время пересмотреть наши подходы к образованию».

В основе нового плана лежит концепция электронного обучения (e-Learning), которой отводится куда более важная стратегическая роль, нежели широко известному понятию электронного бизнеса. В США за последнее десятилетие сделан значительный рывок, позволивший обеспечить учащихся и преподавателей необходимыми техническими и программными средствами, осуществить подключение подавляющего большинства школ и классов к Интернету. В рамках новой концепции на нынешнем этапе развития информационные технологии надо уже не столько изучать, сколько активно применять во всей системе образования, пересматривая в связи с этим укоренившиеся методы преподавания, а также роль и место новых технологий в среде начального, среднего, высшего и непрерывного образования.

В концепции e-Learning сформулированы пять основных национальных целей образовательных технологий:

  • Все учащиеся и преподаватели будут иметь доступ к ИТ в своих аудиториях, школах, коллективах и домах.
  • Все учителя будут эффективно применять ИТ, чтобы помочь учащимся достичь высшего уровня образовательных стандартов.
  • Все учащиеся будут обладать грамотностью и навыками в области ИТ.
  • Исследования и анализ ИТ позволят совершенствовать следующее поколение ИТ-приложений для задач преподавания и обучения.
  • Электронная информация и сетевые приложения трансформируют процессы преподавания и обучения.

Для реализации такой программы есть все необходимые условия, в том числе и в плане поддержки со стороны населения страны. По данным Министерства образования США, 69% американских граждан убеждены, что применение компьютерных технологий повышает качество обучения в их местных школах, а 82% уверены, что школы будут еще больше содействовать развитию компьютерных технологий для учебного процесса.

Результаты проделанной работы впечатляют. В 1993—1994 годах только 14% из трех миллионов учителей государственных средних школ (public schools) в США прошли более 8 часов обучения в области образовательных ИТ-технологий, и не менее 50% учителей практически вообще не имели опыта по использованию ИТ-технологий в школе. Кроме того, большинство выпускников курсов повышения квалификации крайне плохо представляли себе, как можно применять полученные ими знания в их профессиональной деятельности. В 1999 году уже треть учителей начальной и средней школы подтвердили, что считают себя хорошо (23%) и даже очень хорошо (10%) подготовленными к использованию компьютеров и Интернета в учебном процессе.

В 1994 году (в первый год создания Национального центра статистики образования США) 35% школ и 3% всех аудиторий имели доступ в Интернет. В 1999 году уже 95% школ и 63% аудиторий обладали такими возможностями. При этом в среднем на каждые 9 учеников приходился один компьютер с выходом в Интернет. Для самых бедных школ этот показатель достигал 16 человек на один компьютер, а для более чем благополучных — 7 человек.

По данным Министерства образования США, 69% американских граждан убеждены, что применение компьютерных технологий повышает качество обучения в их местных школах, а 82% уверены, что школы будут еще больше содействовать развитию компьютерных технологий для учебного процесса. 

Подобная динамика не в последнюю очередь обусловлена тем объемом инвестиций, которые были направлены целевым образом на внедрение ИТ в школах. Их объем с 1995 года за период правления администрации Клинтона составил 8 млрд долл.

Бюджет США на 2001—2002 годы предусматривает большие объемы финансирования школ. В нем заложены средства на улучшение навыков чтения: школы получат 5 млрд долл. на усовершенствование программ обучения чтению детей, а также на методическую поддержку, которая поможет им понять саму природу процесса обучения чтению. Кроме того, проект реформы образования предполагает повышение квалификации учителей — на это направлено 2,6 млрд долл. Усовершенствование уровня преподавания будет осуществляться самими школами, благодаря чему что они смогут приспособить его к местным потребностям.

Индустрия электронного обучения охватывает прежде всего сферу высшего образования и непрерывного обучения (continuing education). По оценке IDC10, количество университетов и колледжей США, предоставляющих курсы электронного обучения, возрастет с 1,5 тыс. в 2000 году до 3,3 тыс. в 2004 году. В отчете «Дистанционное обучение в сфере высшего образования: прогноз и анализ рынка» (Distance Learning in Higher Education: Market Forecast and Analysis), подготовленном аналитиками IDC, отмечается, что число студентов, вовлеченных в курсы электронного обучения, в течение ближайших четырех лет будет возрастать ежегодно на 33%. Бурные темпы его развития оказывают непосредственное влияние и на школьное образование.

10 Компания IDC (EN) (International Data Corporation) является ведущим поставщиком надежной и важной информации, помогающей понять тенденции развития технологий и электронного бизнеса и разрабатывать надежные стратегии ведения бизнеса.

Среди основных факторов такого роста — совершенствование технологий, которые содействуют дистанционному обучению и изменяют потребности и интересы учащихся. По оценке IDC, рынок услуг в области электронного обучения в сфере высшего образования к 2005 году вырастет до 5 млрд долл. Затраты включают в себя инвестиции в персонал, аппаратное обеспечение, средства связи, а также в другие продукты и услуги, которые поддерживают электронное обучение. IDC прогнозирует, что к 2005 году около 90% всех колледжей и университетов США будут предоставлять услуги в области электронного обучения.

ТурцияНаселение Турции составляет около 63 млн человек, из них почти 25% — это школьники, которых обучают 480 тыс. учителей. Страна столкнулась с проблемами в области образования вследствие внутренней миграции из сельских районов в города, а также из-за роста рождаемости. В 1990—1991 учебном году Турция добилась того, что 90% детей школьного возраста поступили в первый класс.

Переход к информационной экономике потребовал от людей совершенствования их навыков в сфере ИТ и других областях. Для этого были разработаны различные проекты, например, стартовавшая в конце 1998 года Программа среднего образования (Basic Education Program), направленная на расширение использования школьниками и учителями информационных технологий в классах.

Данная Программа опирается на поддержку государства и частного сектора. Ее цель — реализация всеобщего восьмилетнего базового образования, достижение стопроцентного поступления в школы детей школьного возраста, уменьшение переполненности классов, улучшение снабжения обучающими материалами и расширение участия родителей в делах школы. Финансирование программы осуществляется следующим образом: около 3,5 млрд долл. поступило из государственного бюджета, 4,9 млрд долл. — за счет налогов, 1 млрд долл. — из средств местных администраций, 500 млн долл. — в виде частных пожертвований и 2,4 млрд долл. — от Всемирного банка. Последняя величина представляет собой самую крупную сумму денег, когда-либо отпущенную Всемирным банком на выполнение отдельного проекта.

Цель реализации Программы среднего образования в Турции — расширение использования школьниками и учителями информационных технологий в классах. 

Завершение Программы среднего образования намечено на 2005 год. Первый этап практически окончен — он подразумевал создание более 3 тыс. компьютерных классов и проведение обучения 28 тыс. учителей в целях приобретения ими навыков компьютерной грамотности и других знаний в области информационных технологий. Главная цель первого этапа — более широкое вовлечение ИТ в образовательный процесс. На сегодняшний день в рамках Программы школы получили 52 тыс. компьютеров, 4,3 тыс. принтеров и множество других периферийных устройств. Все компьютерные классы подключены к Интернету, а в качестве стандартных платформ во всех школах используются продукты Microsoft.

Следующая важная цель Программы — связать Министерство образования непосредственно со всеми школами страны. К 2005 году во всех школах появятся компьютерные классы, будет подготовлено 18 тыс. ИТ-специалистов, а все учителя начальной школы научатся использовать информационные технологии.

ЧилиЧили — страна с 15-миллионным населением, которое на протяжении 90-х годов выросло более чем в несколько раз, по сравнению со всем XX веком. Среди граждан страны есть как жители далеких сельских районов, так и обитатели крупных городов. Развитие компьютерной грамотности среди такой многоликой массы граждан — серьезная задача, но она может быть решена с помощью системы образования.

Цель программы — повысить компьютерную грамотность сначала среди учителей и учащихся, а затем вовлечь в этот процесс родителей и остальную часть населения. Чилийское правительство поддерживает программу по ускорению внедрения информационных технологий, расширению доступа в Интернет, созданию «электронного правительства» и открытию новых возможностей для участия граждан в этом процессе.

Сегодня в Чили 100% школьников получают бесплатные учебники, и во всех школах есть новые библиотеки. Университеты получили самое современное оборудование и доступ к крупным научным центрам мира. Все это способствует повышению успеваемости учащихся. И хотя у семей мало средств, они получают доступ к современным информационным технологиям с помощью инструментов, создаваемых благодаря новому подходу и видению мира.

С начала 90-х годов правительство Чили начало внедрять информационные технологии в школах в рамках программы «Контакты» (Enlaces). Сегодня 90% учеников учится в школах, где есть компьютерные классы, подключенные к Интернету. Половина чилийских учителей приобрела навыки использования информационных технологий в образовании, а сами школы имеют бесплатный доступ к сети Интернет. Учителя проходят 100-часовой курс обучения, и им также оказывается поддержка в более широком использовании ИТ в преподавании. Во многих школах все специализированные предметные классы оборудованы компьютерами, а для покупки домашнего компьютера учителя и родители могут воспользоваться программой получения ссуды.

Использование ИнтернетаИнтернет и веб-технологии становятся ключевыми факторами развития национальных систем электронного обучения. США, тем не менее, не являются абсолютным лидером по удельному весу учащихся, имеющих доступ в Интернет из своих школ. Согласно опросу, проведенному аналитической группой Angus Reid, список стран возглавляют Швеция и Канада. В представленном отчете указывается, что важным показателем является и возможность доступа учащихся к учебным веб-курсам в Интернете. В Тайване и США 3/4 опрошенных отметили, что имеют такой доступ. Далее идут Канада и Австралия. В отношении Австралии необходимо заметить, что проблемы обучения школьников в сельской местности там решаются во многом с помощью дистанционного обучения через Интернет.

Что касается Великобритании, которая делит с США 4-е и 5-е места в данном списке, то с приходом к власти лейбористов образование возведено в ранг национальной идеи. Как указывается в Манифесте 1997 года11, «образование было крупнейшим провалом кабинета тори, для лейбористов же это приоритет номер один». По данным NOP Research Group, 3/4 детей Великобритании в возрасте от 7 до 16 лет имеют доступ в Интернет. Их количество на сегодняшний день составляет 5,6 млн человек, при этом темпы роста составляют 20% в год. По данным Virginstudent.com, всего 1% учащихся колледжей и университетов в Великобритании никогда не пользовался Интернетом. Треть учащихся использует Интернет каждый день, тогда как еще 50% имеют доступ от 3 до 5 раз в неделю. У 2/3 учащихся есть собственный компьютер. Наиболее популярной услугой в Интернете является электронная почта, далее идут учебная информация, развлечения, спортивная информация, новости и путешествия.

11 Более подробную информацию о Манифесте (General Election Manifesto. Education) можно найти по адресу www.forscotland.com/tracklab/manifesto.html (EN). 

Сегодня Интернет и веб-технологии становятся ключевыми факторами развития национальных систем электронного обучения. 

Китай, находящийся в списке Angus Reid на 10-м месте, предпринимает активные шаги по ликвидации своего отставания. Так, по данным Chronicle of Higher Education, Министерство образования Китая планирует, что к 2005 году число учащихся колледжей, использующихся службы электронного обучения, составит около 5 млн. В настоящее время примерно 250 тыс. учащихся вовлечены в сферу электронного образования, услуги в которой предоставляют уже 38 университетов страны. Учащиеся, как правило, получают электронную информацию через линии спутниковой связи, ведущие в специальные учебные центры. Такие центры необходимы, поскольку большинство учащихся не имеют из дома доступа к каналам с необходимой пропускной способностью. Многие онлайновые программы разработаны в сотрудничестве с технологическими компаниями страны.

Европейская комиссия в рамках публикации результатов своего исследования, проведенного в феврале—марте 2001 года, представила данные по использованию Интернета в школах различных европейских стран. Было установлено, что 9 из 10 школ обладают возможностью выхода в онлайн, а 8 из 10 позволяют своим ученикам пользоваться этим доступом.

Далеко не во всех странах Евросоюза ситуация одинакова. В среднем, на один школьный компьютер приходится от 3 до 25 учеников и от 3 до 50 — на один компьютер, подключенный к Интернету. При этом практически во всех странах учебные заведения пользуются традиционным, низкоскоростным Интернетом и лишь в Финляндии и Дании, возможно, уже в скором времени все школьники смогут воспользоваться преимуществами самых современных технологий, существующих в данной области.

В то же время лишь 4 из 10 преподавателей признают, что используют Интернет в учебном процессе, тогда как в личных целях ресурсами Интернета пользуются практически все учителя. Большинство преподавателей также признают недостаточное качество доступа, которым располагают школы, однако, с их позиций эта проблема не выглядит столь серьезной, так как 70% учителей выходят в онлайн через домашний компьютер.

В отношении России, в настоящее время только 10,5% общего количества школ субъекта Федерации подключено к Интернету, а 24,4% — имеет локальную компьютерную сеть. Что же касается органов управления образованием, то из них всего лишь 49,7% подключены к Интернету.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды» в 2002—2003 учебном году планируется подключить к Интернету 21,2% школ и 32,3% органов управления образованием, а также создать локальные сети в 21,7% школ.

Какие программные продукты целесообразно использовать в школеКакие типы программных приложений являются наиболее востребованными в школе? Как показывают данные Национального центра статистики образования США, благодаря стремительному росту числа компьютеров и появлению возможностей доступа в Интернет к 1999 году большинство учителей школ (53%) использовали в своих классах электронные справочники и энциклопедии, а также веб-приложения. Чаще всего в своей работе учителя применяли приложения для выполнения следующих работ: редактирование текстов и ведение электронных таблиц, навигация по Интернету, решение задач/анализ данных.

Как показывают данные Национального центра статистики образования США, благодаря стремительному росту числа компьютеров и появлению возможностей доступа в Интернет к 1999 году большинство учителей школ (53%) использовали в своих классах электронные справочники и энциклопедии, а также веб-приложения. 

Помимо операционной системы и браузера для работы в школе необходимы дополнительные программные средства, в том числе для работы с документами, веб-публикациями и электронной почтой. Их состав определяется основными видами школьной деятельности, среди которых можно выделить: организацию учебного процесса (управление школьным хозяйством), преподавание (использование компьютеров учителями в учебной и методической работе), обучение (использование компьютеров учащимися, преимущественно под контролем преподавателей), тренинг (самостоятельное освоение навыков, в том числе дистанционное заочное обучение), досуг (организация свободного времени школьников, общение со сверстниками в разных уголках страны и мира).


Просмотров: 539 | Добавил: Андрей1997 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031